Работа с одарёнными детьми.
Выступление на педагогических чтениях.
Тема: «Работа со способными и одарёнными детьми как фактор формирования индивидуальной образовательной траектории»
Учитель - профессия особенная. Учителю в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своего предмета, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому основная задача школы - создать условия для развития каждого ребенка, в том числе и для развития одаренных детей. Прежде всего одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, школа и каждый учитель должны научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету и умение работать с информацией (предмет информатика).
Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе их образовательного движения по индивидуальным траекториям.
Понятие образовательной программы отражает прежде всего идеи индивидуализации и дифференциации обучения.
- "знаю что” ;
- "знаю как”;
- "знаю зачем”;
Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.
Вот список качеств, характерных для будущих творцов. 1. Рано овладели знаниями в избранной сфере. 2. Проявляли высокий интеллект, хорошую память. 3. Были увлечены своим делом, энергичны. 4. Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм. 5. Умели контролировать себя. 6. Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми. 7. Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.
Работа с одаренными детьми направлена на личностно-ориентированное обучение, которое предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития обучаемого, а также его ранней подготовки по информатике, его способностей и задатков. Поэтому при составлении программ индивидуального обучения должны учитываться следующие аспекты: -установление целей учения; -выяснение собственных возможностей и потребностей обучаемого; - выбор и применение технологий и приемов обучения; -оценку результатов.
Как правило, в классах физико-математического и математического профиля всегда находится несколько учеников, которые способны более быстро усваивать материал, предусмотренный программой, и которые в состоянии уже на имеющихся знаниях разрабатывать что-то свое. Главное их заинтересовать и направить.
Именно с такими учениками приходится работать по индивидуальной программе, т.е. -весь материал учебной программы учащимися изучается самостоятельно за более короткое время со сдачей зачетов по изученным темам и по темам, которые им хорошо знакомы (с 1994г. по 2000г. - это были учащиеся 10-11 классов; с 2001-02г. по настоящее время – такая работа начинается с учащимися 9 класса; в этом году мы делаем попытки выявления одаренных детей в 6-7 классах, готовя их к осознанному пониманию использования их знаний и возможностей к более быстрому усвоению учебного материала предмета); и - далее учащемуся предлагается два направления работы: 1) работа по созданию своих собственных проектов и участие в различных творческих конкурсах, учебно-практических конференциях 2) работа по подготовке к олимпиадам.
Работая над проектом, учащийся выполняет индивидуальную творческую работу для более глубокого изучения темы и расширения кругозора, которая затем находит отражение в разработке самого творческого проекта: презентации или программного продукта с использованием любого языка программирования или средств мультимедийных приложений. Тема проекта может быть выбрана по любому предмету. Тематика такой работы различна: информатика, междисциплинарные темы по любым предметам. В постановке таких заданий принимают участие учителя физики, истории, математики, астрономии, русского языка и литературы, ну и, конечно же, учителя информатики. Задача ставится таким образом, чтобы полученный программный продукт использовался в учебном процессе гимназии. В течение нескольких лет гимназия предоставляет возможность учащимся, имеющим особые успехи в изучении предмета, сдать выпускной экзамен в виде защиты творческого проекта.
Основные этапы работы над проектом: - оформляется учебный паспорт проекта, где указываются цели, задачи, форма работы, на что нацелен результат работы: - над проектом гимназист работает в течение совместно установленного с учителем времени; - затем работа проходит апробацию в рамках школы; - проектант составляет инструкцию по использованию; - проходит предзащиту на научных чтениях гимназии; - выступает на научно-практических конференциях; - лучшие программные продукты выносятся на экзамен.
По данному направлению могут работать все желающие.
Для того, чтобы преподавать такой предмет, как информатика, в соответствии с выдвигаемыми требованиями информатизации общества, необходимо постоянно находиться в творческом поиске, непрерывно повышать свою квалификацию, заниматься самообразованием, изучать новые технологии и внедрять их в учебный процесс. Сущность собственной педагогической позиции – стремление привить ученикам коммуникабельность, трудолюбие, целеустремленность.
|